Доступная среда

 

 
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!


       "Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
В.В. Путин

       Государственная помощь для малоподвижных граждан по программе «Доступная среда» «Доступная среда» является многоцелевой государственной программой, направленной на защиту и поддержку отдельных слоев населения, действия которых ограничены ввиду физических или психических заболеваний. Иначе говоря, это разнообразные меры, поддерживаемые на федеральном и региональном уровне и способствующие реабилитации и абилитации инвалидов и других людей, относящихся к малоподвижной группе  населения. Основная цель «Доступной среды» – беспрепятственный доступ инвалида к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере.

       Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

       Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

        Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.


       В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 


       Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

        Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

 

Нормативные акты международного и федерального значения

  • Конституция Российской Федерации

  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

  • Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на 29.07.2017)

  • Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"

  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

  • Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы

  • Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года

  • Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 05.12.2017) (Статья 1065. Предупреждение причинения вреда)

  • Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"

  • Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность

 

Нормативные акты  регионального  и  местного самоуправления

 

  • ПРОЕКТ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание дошкольного учреждения на 2018 - 2020 годы

  • Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.09.2015 г. № 1826-р «План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг Нижегородской области»

  • Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" (с изменениями на 13 февраля 2018 года) 

  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 апреля 2014 года № 298 Подпрограмма «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области на 2015-2020 годы»

  • Постановление "О внесении изменений в постановление Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области от 22.11.2017 №321 «Социальная поддержка граждан Сосновского муниципального района Нижегородской области 2018-2020 годы» (с изменениями от 26.02.2018 № 78)"

  • Постановление "Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка граждан Сосновского муниципального района Нижегородской области 2018-2020 годы»

  • Инструкция по оказанию услуг лицам с ОВЗ работниками ДОУ
  • Алгоритм взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

  • Инструкция по оказанию услуг лицам с ОВЗ работниками МБДОУ детский сад «Колокольчик"

  • Приказ "Об утверждении плана мероприятий ("Дорожной карты") по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования МБДОУ детский сад "Колокольчик"

  • Локальные акты ДОУ

  • Паспорт доступности МБДОУ детский сад "Колокольчик"

  • Приказ "Об утверждении комиссии по проведению обследования и паспортизации здания МБДОУ детский сад "Колокольчик" по его доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения"

  • АКТ обследования МБДОУ детский сад "Колокольчик" (к "Паспорту доступности"

 

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА    


       В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.


Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата


       Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

        Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,

  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.


       В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

       Для организации образовательного процесса и коррекционной работы с детьми с ОВЗ  созданы  соответствующие условия.  (см. Презентация)


       При построении образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
  4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

 

Предоставление услуг на объекте (МБДОУ детский сад «Колокольчик»):

 

  • Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - присутствуют
  • Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
  • Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
  • Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
  • Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
  • Австоянка (парковка) для  инвалидов – отсутствует
  • Функциональное кресло для детей с ОВЗ - имеется
  • Адаптированные  лифты - отсутствуют
  • Поручни - имеются
  • Пандусы – имеются
  • Подъёмники - отсутствуют
  • Раздвижные двери - отсутствуют
  • Кнопка вызова/телефон - имеется
  • Указатели  направления движения- имеются


       В МБДОУ  проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!


       Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.


       Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

       Если ребенок-инвалид не может посещать образовательное учреждение, то по желанию родителей  предоставляются услуги  специалистов  созданного на базе  детского сада  Консультационного центра

 

Паматка Прокуратуры Сосновского района Нижегородской области "Равные возможности": «Уважение прав других – показатель нравственного развития общества» - ознакомиться