Общедетсадовский проект

  

 

 

Социально-образовательный

(общедетсадовский)

 проект

 «Живи века, Сосновая столица!»

 

 

Пояснительная записка

       Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому, к труду своих земляков. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

       Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город или посёлок, нам нужно показать их с привлекательной стороны»

       Воспитание чувства патриотизма,  уважения к старшему поколению и труду взрослых  у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному поселку, к родной стране.

 

 

Актуальность

       В процессе работы с детьми по расширению представлений о родном крае, родном поселке, мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родных местах о людях  разных профессий. У воспитателей также вызывает трудность работа по ознакомлению дошкольников с историей посёлка, его достопримечательностями, почетными  людьми разных профессий. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

       Эта проблема еще более становиться актуальной, когда выясняется, что и родители не всегда владеют знаниями об истории своего поселка, о людях, которые вносят  большой вклад в развитие своей малой родины

      Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения  и семьи, одновременно с детьми и родителями исходя из того, что преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного  поселка, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в  их передаче детям.

      Проведенное исследование в ходе, которого наблюдали за игрой, беседовали с детьми, проводили диагностическое обследование с детьми в возрасте от 4 до 7 лет. В результате были сделаны следующие  выводы:  дети плохо знают  свой домашний адрес, название родного поселка, слабо владеют  знаниями  об  истории  своего поселка, почетных людях разных профессий. Лучше дело обстояло со знанием достопримечательностей и природы родного края. Необходимо было продумать работу в этом направлении.

      Между тем, опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы с родителями воспитанников. Беседы и опрос родителей показали, что:

     Возникла идея разработки и реализации социально-образовательного проекта  «Мой любимый поселок», который охватит  педагогов, родителей и воспитанников детского сада в возрасте от 4 до 7 лет.

 

Постановка  проблемы:

     Дети, начиная со среднего дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном посёлке и его достопримечательностях,  людей разных профессий, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, которая охватывала бы ознакомление с родным краем, воспитание любви к своей малой Родине.

      Цель:

      Задачи:

 

Основное направление:

формирование глубинных чувств  к родному краю, поселку на основе социокультурного окружения детей.

 

Тип проекта:

Участники проекта:

дети, родители, педагоги, представители учреждений социума.

 

Формы и методы работы

      С детьми: познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, составление творческих рассказов, ознакомление с художественной литературой, поэзией, творчеством  талантливых людей  поселка, разработка и реализация мини-проектов

      С родителями:

Предполагаемый результат:

      Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей о родном поселке и устанавливается личностный компонент.

       Создание  в детском саду экспозиции «Сосновское рукоделие», макета «Мой поселок», напольной  книги «Все профессии важны»

      Проведение открытого занятия в образовательной области «Социализация» с использованием мультимедийной презентации «Улицы нашего поселка» с участием представителей социума

      Активное участие детей и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, выставках, акциях , проектах  на тему  «Родной поселок»

 

Этапы управления проектом:

Содержание формирующего этапа проекта.

 Работа с детьми

Проектные мероприятия

Сроки исполнения, ответственные.

Промежуточный результат

- диагностическое обследование по тематическому блоку «Родной поселок»

-экскурсии по улицам посёлка;

-экскурсии к памятным местам, достопримечательностям поселка;

-занятие «Улицы нашего посёлка»;

-составление рассказа из личного опыта «Моя воскресная прогулка по посёлку»;

-рассматривание фотоальбома с видами посёлка (сравнение старых фотографий с современными);

-беседа «Опасные ситуации в посёлке»;

-проблемная ситуация «Я потерялся на улице»;

-проблемная ситуация «Что надо сделать, чтобы в посёлке стало чище»;

-совместное с родителями изготовление экспонатов к макету на одну из тем: «Наш поселок»,

-рисование «Мой дом» (совместно с родителями);

 

-занятие «Улицы нашего поселка», с использованием презентации;

-д/игра «Продолжи маршрут»;

-д/игра «Угадай по описанию»;

- с/р игра «Строители посёлка»;

-с/р игра «Путешествие по посёлку»;

-труд: уборка территории участка от веток, листьев, камешков;

-итоговое занятие «Родной поселок»

 

 Физкультурное занятие "Здравствуй, поселок" - старшая группа

3. Физкультурное   развлечение "Веселое путешествие" - средняя группа

Воспитатели:

-октябрь 2017

-периодически, по сезонам;

-постоянно;

- раз в квартал;

-постоянно, через индивидуальные и подгрупповые беседы;

-постоянно;

-декабрь;

-январь;

-февраль;

-март;

-апрель;

-апрель;

- в течении года

-постоянно;

-постоянно;

 

 

 

-май

 

 

 

 

 

 

 

 

июнь

 

июль

-определение уровня знаний, умений и навыков по тематическому блоку;

-закрепление знаний через речевую деятельность, художественное творчество;

- закрепление и обобщение знаний детей;

- формирование у детей интереса к «малой Родине».

-закрепление знаний об улицах поселка, архитектурных особенностях зданий;

-пополнение альбома фотографиями, закрепление знаний об истории поселка;

-закрепление правил безопасного поведения;

-закрепление коммуникативных качеств при взаимодействии в социуме;

-закрепление правил экологически правильного и безопасного поведения;

-создание книги сочинений;

-создание альбома из рисунков;

- обобщение знаний, создание фильма по итоговому занятию;

 

-закрепление уровня знаний, умений и навыков по тематическому блоку

                                                   Работа с родителями

Проектные мероприятия

Срок

исполнения

Промежуточный результат

 

-анкетирование «Знаю ли я свой поселок?»;

- участие в проведении экскурсий по посёлку (Центр туризма и ремесел, районный  Краеведческий музей);

-выставка семейных фотографий «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь»

-подбор фотографий и коллекций  «Сосновское: вчера и сегодня»;

-выставка  семейных творческих  работ: «Почему наша улица так называется», «За что я люблю свою улицу», «Наша улица в будущем»;

- Совместное с детьми рисование на тему: «Мой дом»;

-Викторина  для старших дошкольников «Все профессии нужны, все профессии важны»

Викторина для педагогов «Мой любимый поселок»

Итоговое мероприятие «Парад профессий нашего поселка»

-сентябрь;

периодически;

-постоянно;

-апрель;

-апрель;

-май;

В течении года

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед:

июнь

июль

Воспитатели и специалисты

август

 

-обобщение полученных результатов;

-улучшение детско-родительских отношений через совместную деятельность;

-пополнение фотоальбома «И это все о ней…»;

-создание книги сочинений;

-создание альбома из рисунков и фотографий;

 

 

- обобщение знаний родителей: об истории родного поселка; о его достопримечательностях и особенностях; об архитектуре зданий и сооружений; о людях оставивших след в истории поселка.

Участники проекта:

  • Дети  в возрасте от 4 до 7 лет

  • Воспитатели и специалисты

  • Родители

  • Оборудование:

  • Демонстрационный материал

  • Художественная литература

  • Методические разработки

  • ТСО

Продукты проекта:  макет «Мой  родной поселок» ,  напольная книга   «Все профессии  важны, все профессии нужны», творческие работы  по итогам продуктивной деятельности детей и взрослых, фотографии

 «И это все о нем-поселке дорогом». Презентация для занятия с детьми «Улицы нашего поселка». Презентация к викторине для родителей «Наш поселок»

Критерии эффективности: созданы условия для расширения кругозора детей и родителей о родном поселке через совместную деятельность педагогического коллектива и семьи.

 

 

Примерный перечень  вопросов

к наблюдениям  и беседам  с детьми:

- Как называется посёлок, в котором ты живёшь?

- Назови  улицу, на которой ты живёшь.

- Какие улицы твоего посёлка ты знаешь?

- Какие достопримечательности ты знаешь в своём посёлке? Что ты можешь о них рассказать?

- Каких  знаменитых людей поселка ты знаешь?

- Бывал ли ты в районном музее? Что тебе запомнилось?

- Как люди заботятся о своём посёлке?

- Что можешь сделать ты, чтобы наш посёлок стал ещё лучше?

- Какие профессии  ты знаешь?

 

  

Литература.

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. — М.: ТЦ « Сфера», 2004

1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М.: Скрипторий-2003, 2008

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю. Александрова и др. — Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А.Кондрыкинской. — М.: ТЦ « Сфера»,2005

 

 

Разработали: заместитель заведующего по ВМР С.В. Мутовкина